Добрососедство как экология жизни

Главная тема собрания Ассоциации – нововведения от «Газпрома»
18.12.2023

Добрососедство как экология жизни

21 марта несколько представителей Ассоциации управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса Воронежской области – ее руководитель и по совместительству глава двух управляющих компаний, «Каскад» и «Каскад-Развитие», Лилия Авилова, заместитель директора УК «Лад», председатель ТСЖ «Сосна» Сергей Макин, а также директор управляющей организации «Смайл» Дмитрий Батищев – оказались в числе участников «круглого стола» на тему: «Добрососедство в многоквартирном доме: реальность или утопия?». Встреча была организована и проведена Воронежским областным Домом журналистов и предполагала рассмотрение вопросов о необходимости формирования сообществ жителей МКД, роли управляющих организаций в этом процессе, оправданности практики создания комьюнити на этапе строительства жилых комплексов и т.п.

Времена, когда соседи приходили друг к другу за солью или спичками и устраивали веселые общедомовые праздники во дворе, казалось бы, ушли в небытие. Виной всему – сумасшедший ритм жизни, постоянная миграция людей, электронные мессенджеры и социальные сети, практически выдавившие из нашего бытия «живое» общение. Однако, как бы то ни было, еще осталось понимание того, что одна из составляющих эффективной и комфортной жизни в социуме – взаимодействие между людьми. Этот основополагающий фактор стал ориентиром для  многих современных застройщиков, создающих управляющие организации для своих жилых комплексов еще на начальном этапе строительства. Одним из таковых в Воронеже является ООО «Спецзастройщик «Новый код», и его директор, Наталья Казеннова, обозначила концепцию деятельности компании одной лишь фразой: «Мы продаем не квадратные метры. Мы продаем образ жизни, благоустроенную среду обитания». Созданная «Новым кодом» для возводимых им жилых комплексов управляющая организация «Смайл» не только функционирует в полной мере, но и проводит для потенциальных жителей своих многоэтажек различные мероприятия, где будущие соседи могут тесно пообщаться не только между собой, но и поближе узнать сотрудников коммунальной организации, которая будет управлять новостройкой. Директор «Смайла» Дмитрий Батищев убежден: «Вопросы жилищно-коммунального хозяйства в управляющей компании должны решаться по определению. Это зависит от профессионализма работников, наличия финансовых возможностей, но самое главное – взаимоотношений между собственниками и УК, а также жителями дома между собой. Благополучие обитателей дома в бытовом плане во многом зависит от того, каким образом эти взаимоотношения будут выстроены. Если люди заранее познакомились с УК, с принципами ее работы, тарифообразованием, сотрудниками обслуживающей их жилой комплекс организации, знают, как выглядят их соседи, здесь уже формируется доверие и начинается выход на другой уровень – объединение собственников по интересам. В современных жилых комплексах предполагаются общественные пространства, где люди получат возможность общаться друг с другом и проводить время в приятной компании. Наши усилия сконцентрированы на том, чтобы жители наших ЖК не объединялись вокруг какой-то проблемы, как это часто бывает, а направляли бы свою энергию в позитивное русло и вместе с управляющей организацией делали свою жизнь еще более комфортной».

«Почти два десятка лет назад о сообществах собственников не было и речи. Это понятие вошло в нашу жизнь с появлением нового Жилищного кодекса, — делится глава Ассоциации управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса Воронежской области Лилия Авилова. – Разумеется, управляющей организации легче работать не с каждым жителем многоэтажки, а с советом дома, когда определенная группа людей представляет интересы своих соседей и информирует УК о любых проблемах и пожеланиях и подчас предлагает конструктивные пути решения многих вопросов. Конечно, в новостройках, именуемых в народе «человейниками», очень сложно прийти к компромиссу между собственниками, основная масса которых занимает довольно пассивную позицию и живет по принципу «моя хата с краю». И тогда уже УК включает управленческую функцию, собирает общие собрания, благодаря которым большинством голосов решение того или иного вопроса становится возможным».

Сергей Макин поделился мнением не в качестве заместителя директора управляющей компании, а как председатель товарищества собственников жилья: «Наше ТСЖ объединяет группу многоквартирных домов, их жители – соседи, которые давно там живут, не один год друг друга знают и потому им легко друг с другом договориться. Мы принимаем участие в управлении домом и видим результат своей работы – в этом преимущество ТСЖ. Самое главное – понимать, для кого и для чего решаются вопросы и выполняется работа. И УК, и ТСЖ работают прежде всего для людей. А жители дома, по собственной инициативе выходящие на субботник, высаживающие цветы в клумбах и убирающие снег, когда управляющие компании не справляются с объемами, делают всё это для себя, для собственного комфорта и бытового благополучия».

Добрососедство в современном понимании превращается в высокоэффективную бизнес-модель, способную решить любые проблемы, начиная пресловутой солью и заканчивая общими водопроводными трубами. Хорошие отношения между соседями способны значительно повысить качество жизни – дружный подъезд более результативно контактирует с управляющей компанией, которая, в свою очередь, старается как можно лучше выполнить свою работу. Дом становится чище, уютней, благополучней и безопасней. А если такая система объединяет несколько домов, то благополучие касается уже целого квартала и постепенно выходит на районный уровень. Добрососедству возможно научиться – было бы желание. Станет ли оно когда-либо нормой и выйдет за рамки утопичности? Хочется верить.