Кассовая реформа и ЖКХ

Поздравление с Праздником Весны и Труда!
01.05.2019
Фонд капитального ремонта и управляющие компании – эффективный тандем
05.08.2019

Кассовая реформа и ЖКХ

«Кассовая реформа» докатилась до ЖКХ

 

23 мая в региональном Управлении Федеральной налоговой службы состоялся обучающий семинар, адресованный представителям управляющих и ресурсоснабжающих организаций Воронежа. Мероприятие было посвящено актуальной и неоднозначной теме – очередным изменениям в Федеральном законе № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники, которые отныне затрагивают сферу управления многоквартирными домами и распространяются на жилищно-коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт. Предстоящее нововведение вызывает очень много вопросов, в связи с чем специалисты УФНС попытались ответить на самые проблемные из них, а также разъяснили порядок воплощения в реальность последних поправок законодательства.

Напомним, российская «кассовая реформа» проходит в три этапа, и финальная фаза запланирована на 1 июля 2019 года. Именно с этого момента кассовые аппараты обязаны применять организации и компании, которые с такой техникой никогда раньше не работали, — в частности, УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК, РСО.

Итак, что же ждет коммунальщиков в обозримом будущем?

В тот же день, когда в областном УФНС проходил обучающий семинар, 23 мая 2019 года, депутаты Госдумы окончательно приняли законопроект с новыми правилами относительно онлайн-касс. Одно из главных дополнений – отсрочка до июля 2021 года для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников. Однако ко второму чтению поступило еще более двух десятков поправок, из которых законотворцы приняли 14. Ниже перечислим основные пункты, изменившие первоначальную версию законопроекта.

  • Срок для формирования чека на зачет авансов увеличен до 10 дней (прежде на данную процедуру отводилось времени в два раза меньше). Это касается тех организаций и ИП, которые могут делать зачет одним чеком за расчетный период.
  • Расширился перечень лиц, освобождающихся от применения ККТ. В этом списке – и товарищества собственников недвижимости, в т.ч. ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. Они могут обойтись без кассового аппарата, если принимают плату за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. А жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы могут не применять онлайн-кассы при безналичных расчетах, за исключением расчета картой в присутствии клиента.
  • Скорректирован порядок формирования кассовых чеков при зачете и возврате авансов. На сей счет появилось три новых требования:
  1. Перечень случаев, когда можно пробивать один чек на зачет или возврат аванса за расчетный период, дополнился несколькими пунктами. Такое право получили организации и ИП, оказывающие услуги ЖКХ, включая услуги ресурсоснабжающих организаций; охраны и систем обеспечения безопасности; в сфере образования.
  2. Изменилась продолжительность расчетного периода, за который можно пробить чек. Он не должен превышать одного месяца.
  3. Увеличилось время на формирование чека. Пока еще по закону чек пробивается не позже одного рабочего дня, который следует за окончанием расчетного периода. Согласно же усовершенствованным правилам, чек может формироваться в течение 10 календарных дней.
  • Законопроект предполагает упрощение процедуры выдачи чеков при оплате коммунальных услуг. Организации, принимающие плату за услуги ЖКХ, могут предоставить фискальный документ одним из способов: 1) направить на электронный адрес или телефон плательщика; 2) выдать по запросу клиента (в течение 5 дней с момента получения запроса. При этом клиент направляет запрос о выдаче чека не позднее трех месяцев с даты его формирования).

Последние нововведения обязывают отражать в чеке наименование работ, услуг, платежа, выплаты, их количество, цену за единицу, стоимость с указанием ставки НДС (за исключением работ и услуг, не облагающихся налогом), а значит разбивать сумму платежа в фискальном документе необходимо постатейно. Сумма расчета отображается с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам.

Если управляющая организация  заключает агентский договор по приему платежей, то чек потребителю выдает агент. Связано это с тем, что деньги потребителей коммунальных услуг на расчетный счет УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК напрямую не поступают. Агент принимает платежи на специальный банковский счет, а затем перечисляет средства на счет организации, управляющей многоквартирным домом. Онлайн-кассу в данном случае использовать не нужно. Платежными агентами могут выступать, к примеру, расчетные центры, платежные сервисы, «Почта России». Одним словом, если УК получает платежи от потребителей только через агентов, то не обязана использовать кассовый аппарат.

В случае же, если организация не попадает в перечень свободных от ККТ территорий, то за нарушения законодательства об онлайн-кассах ей грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 2 статьи 14.5 КоАП. Штраф для организации составит от 75% до 100% суммы расчета без кассы, но не менее 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 25% до 50% суммы расчета без кассы, но не менее 10 тысяч рублей. За повторное нарушение должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от года до двух лет, а работу управляющей компании приостановить на 90 суток.